Возложение.1

 

23 октября отмечается День памяти и славы крымских партизан и подпольщиков. И это – замечательный повод вспомнить Полину Васильевну Михайленко, которая возглавляла региональную Службу крови с 1932 по 1961 год, а во время оккупации была начальником медицинской службы партизанского движения.

 

Михайленко доска.1

 

Коротко, но ёмко рассказать о человеке такой легендарной судьбы достаточно сложно. Но мы попробуем сделать это при помощи выдержек из разных публикаций о Полине Васильевне, которую вспоминаем сегодня и всегда с величайшей гордостью.

 

Михайленко доска.2

***

Михайленко Полина Васильевна (1894 г.-27.09.1985 г.) – первый главный врач Крымской областной станции переливания крови (1932-1961 г.г.), начальник медицинской службы партизанского движения (1941-1944 г.г.), Кавалер Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны II степени, Заслуженный врач СССР.

Молоденькая девушка из крестьянской семьи, в годы гражданской войны пошла добровольно в Красную Армию, сражаясь в 1-й Конной Армии Буденного. Она была не только медицинской сестрой, но и пулеметчицей.

После демобилизации, окончила медицинский институт, Полина Васильевна стала врачом-хирургом, затем организатором и бессмертным директором Крымского института переливания крови.

 

Михайленко наградной.1

 

С первых дней Великой Отечественной войны институт становится военной организацией. П.В. Михайленко работает круглосуточно, ее энтузиазм и мужество служит примером для всех сотрудников. В августе она уже знала, что в случае захвата Крыма врагом ей надо уйди в лес и развернуть работу по медицинскому обслуживанию партизан.

Полина Васильевна заранее заготовила медикаменты, инструментарий, гипс, наркоз - все то, что может понадобиться для военной хирургии. Так в лесу под ее руководством был оборудован партизанский госпиталь.

Глубокой осенью, 31 октября 1941 года, Полина Васильевна прибыла в Крымский партизанский отряд: она стала главным врачом и единственным хирургом партизанского края.

 

Михайленко наградной.2

 

Из дневника Полины Васильевны: «Приехала в лес в своем драповом пальто, в туфельках и шелковых чулках. Очень пригодился белый шерстяной платок. Зашла к командующему Мокроусову А.В.». Глядя на неё, Мокроусов и Мартынов предложили ей свои сапоги. Полина честно признается, что надела сапоги Мартынова и проходила в них год.

И в стужу, и в жару, и в слякоть пробиралась она лесными тропами из отряда в отряд, делала срочные операции, давала указания лесным медикам и отправлялась дальше по горным дорогам. Она брала на свои плечи все самое трудное, она была партизанкой, а не только врачом, и ей нередко приходилось самой участвовать в боях.

В Крыму в 1941-1944 гг. воевали 80 партизанских отрядов, которые насчитывали в своем составе 12 000 бойцов, а также действовали 202 подпольно-патриотические организации и группы, которые объединили более 2 500 человек.

 

Михайленко помощь раненому

 

За период ее пребывания в лесу благодаря ее умелому и самоотверженному труду, ее профессионализму, мужеству, ответственности за порученное дело спасено много человеческих жизней. Совершено десятки сложных хирургических операций в условиях партизанских землянок и шалашей.

Вот одна из таких выдающихся операций, о которой с восхищением говорили не только наши партизаны, но и враги. Однажды ей удалось возвратить к жизни геолога Агапова, расстрелянного эсэсовцами.

Ранение Агапова казалось смертельным. Пуля прошла на 3 сантиметра левее позвоночника и вышла через рот, раздробив нижнюю и верхнюю челюсти. У раненого был разорван язык и оторваны обе губы. В развороченных деснах торчали остатки зубов.

Положение было безнадежным, но Полина Васильевна решилась на операцию. Под местным наркозом она удалила Агапову остатки поврежденных зубов, с помощью проволоки из телефонного провода подняла обломки нижней челюсти, сшила язык и восстановила губы.

Когда операция была закончена, Агапов попросил карандаш и написал, что голоден. Не оказалось желудочного зонда. Пришлось взять не очень толстую резиновую трубку. Три дня через неё кормили больного бульонами. Затем стали давать пищу из ложечки. Постепенно раны стали заживать. Жизнь Агапова была спасена.

 

Михайленко приказ

 

Партизаны верили, что если рядом Полина Михайленко, то смерть отступает. Один из них, прооперированный ею, сказал, что у Полины Васильевны руки матери.

За боевые заслуги Полина Васильевна уже в 1942 году была награждена высшей наградой СССР – Орденом Ленина.

Вот выдержка из характеристики-представления для награждения её орденом Ленина: «Многих партизан вылечила от болезней и ранений, многим помогла сохранить человеческое достоинство; систематически организовывала снабжение медикаментами, перевязочными материалами партизанские отряды и соединения; проводила в сложнейших лесных условиях операции, часто под открытым небом, на виду у раненых – другой крыши нет, ассистентов нет, анестезирующих средств тоже нет, инструмент примитивнейший – самый обычный перочинный нож, освещение – пламя коптилок».

В 1944 г. вместе с партизанскими отрядами, освобождавшими полуостров, Полина Михайленко вошла в Симферополь и здесь начала возрождать станцию переливания крови. И опять спасала раненых, ведь за Севастополь ещё шли бои.

Коллеги врача вспоминали, что забор крови у доноров проводился тогда два раза в неделю – принимали по двадцать-тридцать человек. Вначале брали кровь на анализы. Если они были хорошими, то на второй день донора обследовали другие врачи. И только потом у самых здоровых брали из вены всего двести миллилитров крови.

Станция переливания крови теперь не только заготавливала кровь, но и разрабатывала способы изготовления из неё препаратов. Первым стала нативная плазма, затем её научились сушить. Освоили выпуск альбумина, противокоревого иммуноглобулина.

В помещении на улице Карла Маркса уже было тесно, и в середине 50-х по инициативе Полины Васильевны начали строить трёхэтажное здание для станции. В 1961 году станция переехала на улицу Ялтинскую, 25 (теперь это улица Киевская, 37). Ещё одна победа Полины Михайленко.

***

Сегодня напротив здания ГБУЗ РК «Центр крови» - детища Полины Михайленко – возлагали цветы и венки к памятнику партизанам и подпольщикам Крыма. Но в самом Центре крови ее помнят постоянно.

 

Возложение.2

 

Здание украшает мемориальная табличка, посвященная ей. При входе в здание, слева, на Доске почета всех руководителей Центра крови её фотография совершенно заслуженно висит на первом месте.

 

Михайленко портрет